"Кубачи - крупный центр средневековой художественной культуры, мусульманской духовности и образованности"

Материал из Кубачи
Перейти к: навигация, поиск
Журнал "Культура"

26.05.2005

Широко известное селение оружейников и златокузнецов Кубачи является одним из древнейших населенных пунктов Дагестана. В раннем средневековье благодаря своему географическому положению и экономическому развитию оно стало центром государственного (политического) образования Зирихгеран, сыгравшего важную роль в экономической, политической и культурной жизни Дагестана.

В исторических сочинениях сел.Кубачи упоминается в связи с событиями, относящимися к VI в. н.э., под персидским названием Зирихгеран, что означает кольчугоделатели, бронники. С XIV в. Зирихгеран получает тюркское название Кубачи с тем же смыслом слова.

В средневековых восточных письменных источниках и дагестанских исторических хрониках Зирихгеран фигурирует наряду с такими изместными раннефеодальными государственными образованиями, как Лакз, Табасаран, Гумик, Серир, Филан, Шандан и другие. При этом под названием Зирихгеран подразумевается как столица, так и "царство" ("владение") - государственное образование, включающее кроме собственно сел.Кубачи и окружающих его небольших родовых поселков еще ряд селений Кубачино-даргинского нагорья.

В XIV-XV веках в сел. Кубачи высокого уровня развития и совершенства достигли оружейное дело и различные отрасли художественного ремесла. В это время в Кубачи были созданы выдающиеся произведения камнерезного искусства и художественного бронзового литья, резьбы по дереву, которые наследия всего Дагестана и вошли в сокровищницу мировой художественной культуры. Многие из этих произведений - каменные рельефы - детали архитектурного декора, литые бронзовые котлы и художественно отделанное оружие, вывезенные в разное время из Кубачи, ныне хранятся в таких крупнейших отечественных и зарубежных музеях, как Государственный Эрмитаж и Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, Оружейная палата Московского кремля, Лувр в Париже, Музей Виктории и Алтьберта в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и ряд других. Значительное количество их находится в республиканских музеях - Дагестанском музее изобразительных искусств в Махачкале. Немало произведений искусства резьбы по камню и дереву, художественного бронзового литья сохранилось в сел.Кубачи.

На средневековых каменных рельефах и литых бронзовых котлах, созданных в пору высокого экономического и культурного подъема сел.Кубачи, с незаурядным мастерством воспроизведены сцены охоты, борьбы и состязаний,звериного гона, жертвоприношения, различные обрядные сцены местного быта и культуры, а также изображения птиц, реальных и фантастических животных - львов, барсов, кабанов,оленей, орлов, грифонов, драконов, единорогов, сирен и т.д., которые ограничено входили в репертуар образов "звериного стиля" средневековья. Изображения эти, широко распространенные в архитектурном декоре и произведениях художественного ремесла Закавказья, Ближнего и Среднего Востока, Древней Руси, нашли в средневековом искусстве Кубачи оригинальную художественно-стилистическую трактовку, композиционное решение и идейное осмысление. Вместе с изобразительными сюжетами различные виды орнамента (растительный, геометрический, ленточный, эпиграфический) придавали архитектурным сооружениям и произведениям прикладного искусства выразительность, нарядность и художественное совершенство.

С проникновением в Дагестан ислама и упрочением его позиций сел.Кубачи оказалось в сфере культурного влияния стран арабо-мусульманского Востока. Кубачинцы перешли в ислам в конце XIII - самом начале XIV в. Принятие кубачинцами ислама оказало огромное влияние на все сферы их духовной жизни и на развитие их искусства. Вместе с мусульманством в Кубачи проникла высокая и передовая в условиях средневековья арабо-мусульманская культура, впитавшая в себе важнейшие достижения в области науки, философии, медицины, художественной литературы стран Ближнего и Среднего Востока. Одновременно с этим распространились специфические формы искусства, присущие художественной культуре мусульманских стран Востока. Запреты ортодоксального ислама изображать живые существа,жесткие рамки религиозных канонов и правил направили творчество мастеров на разработку орнамента, который в эпоху средневековья становится художественно совершенным, необычайно богатым по своим видам и многообразным по композиционным решениям.

В это же время развернулось строительство зданий мусульманской культовой архитектуры - соборной и квартальных мечетей, мавзолеев, а также медресе, которые возводились лучшими народными зодчими. В начале XV в. в Кубачи было 7 мечетей - шесть квартальных и соборная Джума-мечеть. В 807 году хиджры = 1405 г. было открыто медресе - мусульманская школа высшего типа, где учились мутаалимы (учащиеся) как из этого селения, так из других аулов. Начальное образование мутаалимы получали в примечетских школах-мактабах.

В 881 г.х. = 1476-1477 гг. было построено новое здание Джума-мечети ("Хала-мишит" - Большая мечеть) в нижнем квартале старой части пос.Кубачи. Оно было прекрасно отделано каменными рельефами с узорно-эпиграфическими композициями. Украшены были разными камнями также здания квартальных мечетей и медресе. Здание Джума-мечети - памятник средневековой мусульманской архитектуры - в полуразрушенном виде сохранились до сих пор и нуждается в реставрации.

При Джума-мечети находилась библиотека, где были сосредоточены рукописные книги по арабскому языку и грамматике. Лексикографии (словарная литература), логике, риторике, мусульманскому праву (фикх) и другим отраслям знаний, а также Коран и комментарии к нему (тафсиры), хадисы. Многие из ученых-арабистов, выходцев из сел. Кубачи, были известны не только за пределами этого селения, но и Дагестана в целом.

В 897 г. х. = 1492 г. был изготовлен мастером Мухаммадом, сыном Хусейна великолепный деревянный мимбар для Джума-мечети, превосходно украшенный тонкой и богатой орнаментальной резьбой, арабскими надписями, а также инкрустацией из небольших кусков различных форм орехового дерева и слоновой кости. Частично сохранившийся мимбар ныне находится в музее кубачинского художественного комбината.

В XIII-XV веках были возведены не сохранившиеся до нас крупные архитектурные сооружения дворцового типа, принадлежащие органам местного самоуправления, так называемые "Хвала хъулбе" (Большие дома), с превосходным мастерством отделанные многочисленными каменными рельефами, вероятно, и резным деревом. В это же время были построены крепостные стены вокруг селения и круглые в плане оборонительные башни, три из которых - Кунакла-кала, Акайла-кала, Гаджимурадкалла-кала стоят поныне, но переделанные уже в жилые дома.

Как и в странах Ближнего и Среднего Востока, в средневековом Кубачи одним из распространенных видов художественного творчества становится арабская каллиграфия. Исследователи средневекового искусства Востока справедливо отмечают, что "высокоразвитая каллиграфия, которая была письмом не только религии, но и поэзии, философии, науки, расценивалась как искусство, занимая среди других его видов почетное место. Достигнув необычайной тонкости и изящества в применении различных усложненных почерков, калиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского средневековья".

Арабскими надписями, исполненными художественно трактованными буквами в сочетании с растительным или другим видом орнамента отделывали различные изделия - оружие, украшения, предметы из резного дерева, камня и кости, а также культовые и гражданские постройки. Очень широко использовались надписи из затейливой вязи арабских букв, обычно вплетенные в орнаментальные композиции. Для художественной отделки мемориальных (надмогильных) памятников в виде вертикально поставленных каменных плит (стел). В огромном количестве сохранились в Кубачи памятники арабской эпиграфики, представляющие большую историческую и художественную ценность. Но они остаются все еще неизученными.

Изысканной художественной отделке подвергали и рукописные книги по различным областям знаний. Книжная орнаментика составляли особый вид прикладного искусства. В XIV-XV вв. и позднее в Кубачи, как и во многих дагестанских селениях - в Акуша, Кумухе, Хунзахе, Согратле, Ихреке, Башлы, Эндери и других работали профессиональные катибы-переписчики рукописных книг, достигшие мастерства в арабской каллиграфии.

По данным А.Р.Шихсаидова, в конце XIV-начале XV в. сложилась зирихгеранская школа высокопрофессиональных каллиграфов-переписчиков арабских рукописей не только для личного пользования или на заказ, но и на рынок - настолько велик был в то время спрос на рукописные книги (тиражировать их тогда можно было только одним способом - переписыванием от руки). Несколько позднее в сел Кубачи не только преписывались рукописные книги, но и переводились на кубачинский язык литературу по основам вероучения ислама, восточной медицине, мусульманскому праву, истории ("Дербенд-наме", "Хроника по истории средневекового Кайтага и др.), художественная литература и т.д.

Наряду с профессиональными переписчиками книг в сел.Кубачи работали еще мастера художественной каллиграфии, выполнявшие узорно-эпиграфические композиции на мемориальных памятниках, а также архитектурно-декоративные работы.

Высокохудожественное ремесло и оружейное дело являлись основой существенного экономического и культурного подъема Зирихгерана - Кубачи в XIV-XV вв., сделавшего его крупнейшим не только в Дагестане, но и на всем Северном кавказе художественным центром. Средоточием мусульманской образованности и духовности. Известный арабский географ и космограф Закария ал-Казвини (1203-1283) писал, что "зирихгеранцы любят чужеземцев, особенно тех, кто разбирается в науке или каллиграфии, и тех, кто знает какое-нибудь ремесло". Об этом же писал азербайджанский ученый-географ, выходец из Баку Абд ар-Рашид ал-Бакуви (2-я пол.XIV-нач.XV в.): жители Зирихгерана любят чужеземцев, особенно тех, которые знают какую-либо науку или каллиграфию".

Турецкий историк XVII в. Кятиб Челеби, известный у европейцев под именем Хаджи Хальфа, в работе "Джиган-нума" (Зерцало мира) в 1648 г. отмечал, что "Кубачи-большой образованный и знаменитый город, в котором (имеется) множество улемов (ученых) и благочестивых людей; здесь большие почести оказываются улемам".

Как и во всем Дагестане, в сел.Кубачи в средние века арабский язык становится языком богослужения, науки, поэзии, делопроизводства и общения (частной и официальной переписки), активного обмена практическими знаниями и художественным опытом в области различных ремесел. В XIV-XV веках и позднее в Кубачи жили лица, владеющие наряду с арабским, также персидским и тюркским языками. Характерно, что среди эпиграфических памятников Кубачи XIV-XV вв. наряду с арабскими надписями представлены еще памятники с персидскими надписями.

В отмеченное время в сел.Кубачи, как и в ряде населенных пунктов Дагестана, учеными арабистами делается попытка приспособить арабский алфавит к фонетическим особенностям местного языка, используя для этого дополнительные над - подстроечные (диакритические) знаки. Такие попытки нашли отражение в эпиграфических памятниках XIV-XVI вв., а также в арабских рукописях.

Проникновение в сел.Кубачи вместе с исламом арабо-мусульманской культуры существенно обогатило его традиционное искусство. Она дала новый толчок для его дальнейшего развития и обогащения. Она же определила на многие века путь исторического развития искусства. Кубачи в общем русле развития художественной культуры и искусства стран мусульманского Востока.

С проникновением этой культуры в средневековом искусстве сел.Кубачи складывается новый стиль. Использование в декоративных целях арабских надписей необычайно расширило художественно-выразительные средства в отделке произведений декоративно-прикладного искусства и различных по своему функциональному назначению архитектурных сооружений, и в первую очередь культовых построек.

Творчество мастеров средневековья не было безымянным. До нас дошли имена некоторых из них: 1) литейщики бронзовых котлов - Ахмед, сын Али (XII в.), Абу Бакр, сын Ахмеда (XIII в.), Махмуд, сын Абу Бакра, Ахмед, сын Махмуда (XII-XIV вв.). 2) резчики по камню - Абу Бакр (1-я пол.XV в.), Рамазан, Чаъман (сер. XV в.), Джарак (XV в.), Ахмад (XV в.). 3) резчик по дереву - Мухаммад, сын Хусейна (конец XV в.), 4) катибы - переписчики рукописных книг, которые создавали произведения высокого каллиграфического искусства - Абу Бакр, сын Мухадая аз-Зирихгерани (сер.XIV в.), Юсуф ал-Кубаши (сел.XV в.), Абдурахман аз-Зирихгерани (конец XV в.), Али, сын Мухаммада аз-Зирихгерани (начало XVI в.), Айди, сын Мухаммада аз-Зирихгерани (начало XVI в.).

Достигшее блестящего для своего времени расцвета искусство Кубачи XIV-XV вв. следует рассматривать как классическую эпоху кубачинского искусства, предопределявшую его будущее развитие и оставившую яркий и глубокий след не только в истории искусства Дагестана, но и в многоликой общечеловеческой художественной культуре Средневековья.

Развиваясь в широких взаимосвязях с искусством многих стран и народов, средневековое искусство Кубачи вобрало многое из художественных культур Ближнего и Среднего Востока. В свою очередь само оно оказало значительное воздействие на искусство не только Дагестана, но и многих народов Кавказа и Ближнего Востока. Искусство XIV-XV вв. составило важную веху в истории кубачинского искусства и послужило той основой, на которой сформировалось и выросло искусство XIX-XX вв., получившее широкую известность и заслуженное признание.

Опубликовано: ["Культура" 26.05.2005]


В начало - Статьи о Кубачи и кубачинцах в печатной прессе - ?